Лента RSS

Подписка на новости RSS
Главная
Консультация по организации мини-музея в библиотеке | Печать |

Сегодня библиотечное краеведение по праву можно назвать одним из приоритетных направлений деятельности детских библиотек. В настоящее время возрос интерес к истории предшествующих поколений, их традициям, быту, обычаям, к литературе и культуре своего края, к известным и неизвестным землякам, своей родословной – все это нередко становится темой многочисленных библиотечных мероприятий.
Библиотеки республики активно откликнулись на этот интерес, в их работе
краеведческий аспект стал основным направлением деятельности. Во всех центральных библиотеках республики функционируют отделы
или сектора национальной и краеведческой литературы, где создаются уголки
истории населенных пунктов, знаменитых земляков, крестьянского быта и т.д. В библиотеках-филиалах работники создают этнографические уголки, мини- музеи. Те и другие осуществляют сбор и хранение документов, материалов этнографического, исторического, декоративно-прикладного характера своей территории и имеют неоценимое значение для патриотического воспитания подрастающего поколения. Настоящая консультация ставит цель осветить опыт создания и функционирования в структуре детских библиотек мини-музея краеведческой направленности или выставочных экспозиций по пропаганде истории и культуры родного края. Сейчас уже невозможно точно определить, с чьей руки в библиотеки страны вошло понятие «мини-музей». Оно заменило название «краеведческий уголок» и в то же время стало приемлемым в определении музейных коллекций, организованных при библиотеках. Понятие «мини-музей» с одобрением принято и библиотекарями нашей республики. Остановимся на главных причинах возникновения мини-музеев при детских библиотеках республики. Во-первых, это активизация краеведческой деятельности библиотек. Изучая историю своей республики, своих городов, районов библиотекарь, наряду с письменными документами, начинает собирать (и в эту работу включаются читатели библиотеки) предметы материальной культуры, дополняющие и иллюстрирующие документальные источники: предметы обиходы прошлых веков, уникальные народные костюмы, вышивки, украшения. В библиотеке появляется в начале небольшая выставка, затем в результате поисковой работы она пополняется, и в итоге получается экспозиция, претендующая на статус мини-музея. Во-вторых, многие библиотеки хотят иметь свое лицо, свою индивидуальность. Кроме того, создание мини-музеев способствует росту их авторитета, как в данном населенном пункте, так и в масштабе муниципального образования. Наконец, в-третьих, - доверие, которым пользуется библиотекарь среди местного населения. «Здесь не пропадет!» - это главный аргумент, который приводят жители, объясняя, почему именно в библиотеку они приносят памятные для себя вещи и реликвии. Музеи какого типа более перспективны в детских библиотеках? Наибольшее распространение получили историко-этнографические музеи. В целом по стране они численно превосходят другие виды. И в нашей республике в каждом городе и районе имеется краеведческий музей, который профессионально и планомерно изучает историю района. С другой стороны, как бы разносторонне ни велась деятельность районного краеведческого музея, его сотрудники не в силах собрать материалы о каждом населенном пункте.

Консультация по организации мини-музея в библиотеке

 Этим занимались музеи на общественных началах, создаваемые в школах. К сожалению, в последние годы из-за финансовых трудностей большинство подобных музеев закрылось. И так как большинство библиотек в качестве приоритетного направления выбрало краеведение, они и стали брать на себя ранее несвойственную им музейную функцию. Историко-этнографический музей прививает любовь к прошлому и настоящему своего края, приобщает к истокам народной культуры. В то же время организация этого вида требует сравнительно большой площади, а многие библиотеки не располагают такой возможностью. При этом собрание «вещественных доказательств» прошлого не должно быть самоцелью краеведческого музея в библиотеке. Существенным дополнением должны быть воспоминания старожилов, фотографии разных поколений земляков, альбомы типа «Наши земляки в боях за Родину», «Знаменитые люди нашего района (города)» и т.д. Литературные музеи, в отличие историко-этнографических, получили в библиотеках меньшее распространение. Они позволяют рассмотреть книгу как результат творческого процесса писателя и организуются в населенных пунктах, где родился, жил или бывал тот или иной литературный деятель. Логически
литературные музеи могут создаваться при библиотеках, носящих имя известного
писателя или поэта, как например наша библиотека имени Шагита Ахметовича Худайбердина. Но, как правило, библиотекам присваиваются «громкие» имена знаменитых классиков, память которых увековечивают государственные мемориальные музеи. При всем желании сотрудникам такой библиотеки-музея бывает нелегко приобрести какие-либо подлинные экспонаты, связанные с жизнью знаменитого писателя (это обязательный элемент музея). Другое дело, что эта библиотека может собрать весь репертуар этого писателя, ретроспективные и современные публикации о нем, создать свою информационную базу. Конечно, в библиотеке должна постоянно действовать выставка, посвященная конкретному литературному деятелю, проводиться литературные чтения и вечера памяти. Следующий вид музеев, получивший распространение в библиотеках страны, - музеи истории библиотечного дела. Но встречаются они крайне редко, т.к. библиотекари долгое время считали организацию музея библиотечного дела привилегией крупных библиотек Москвы и Санкт-Петербурга. Другой причиной является отсутствие средств и площадей. Между тем, многие библиотеки республики накопили солидный стаж своей деятельности и имеют славные традиции в работе, являющиеся частью нашего культурного достояния.

Консультация по организации мини-музея в библиотеке

Организация музеев при библиотеках не предусмотрена типовым штатным расписанием, они создаются преимущественно по личной инициативе библиотекаря. Создать музей при библиотеке указом «сверху» невозможно. Если сами сотрудники будут увлечены идеей создания музея в своей библиотеке, если они ради этой идеи добровольно возьмут на себя дополнительную нагрузку, сумеют привлечь к работе по организации музея местную администрацию, читателей, жителей - только в этом случае музей в библиотеке может состояться.
Любая работа по созданию музея начинается со сбора материала, т.е. формирования музейных фондов. Они состоят из основного фонда и вспомогательных материалов. В состав основного фонда входят все подлинные памятники материальной и духовной культуры, а также памятники природы, являющиеся первоисточником наших знаний по истории природы и общества. Существуют различные классификации основного фонда. Основой принято считать классификацию по типам музейных предметов или источников. Она выделяет: вещественные, письменные, изобразительные, фоно и кино источники. К вещественным источникам относятся: - предметы быта (археологические материалы, одежда, украшения, мебель, домашняя утварь, игрушки, детали жилищ и др.); - орудия труда, производственный инвентарь, образцы сырья, полуфабрикаты, готовая продукция; - особая группа вещественных памятников - оружие и военное снаряжение (остатки и детали оружия, военные каски, полевые бинокли, планшеты, котелки). К группе вещественных материалов относятся флаги, знамена, вымпелы, а также монеты, бумажные денежные знаки, медали, значки.
Вторую группу материалов основного фонда составляют письменные источники. Это рукописные и печатные материалы: письма, различные записи,
дневники, научные и литературные труды (как опубликованные, так и неопубликованные), разнообразные документы местной власти и частных лиц.
В основной фонд включаются экземпляры книг, журналов и газет, если они представляют собой первоисточники информации по тематике музея. Например, в собрании письменных источников музея истории библиотеки могут войти подлинник (или копия) приказа управы (другого местного органа власти) об учреждении библиотеки, номер газеты, в котором напечатан материал о ее открытии, журналы первых попечительских советов, книги с автографами известных лиц (писателей, поэтов, знаменитых земляков и др.).
В основной фонд включаются листовки, объявления, пригласительные билеты, различные документы, выданные официальными учреждениями и общественными организациями.
Третью группу памятников основного фонда составляют изобразительные источники. Они обычно делятся на документальные изобразительные материалы и произведения изобразительного искусства. Довольно многочисленную часть таких источников в музеях составляют фотографии. Снятые в разное время и разными людьми, они рассказывают о событиях прошлого, об их непосредственных участниках. Иногда музеи получают в дар небольшие собрания фотографий от местных жителей, которые занимались любительским или профессиональным фотографированием. Такие собрания включают в основной фонд, сохраняя их в виде именных коллекций, - этим, в частности, будет подчеркнута дань уважения дарителю. Частью изобразительных источников является также воспроизведение фотографий, рисунков, карикатур, схем и таблиц, помещенных в старых и редких книгах, журналах, газетах. Наряду с документальными изобразительными материалами к основному фонду относятся произведения изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Их значение очень велико, так как они, дополняя документальные фотографии и другие источники, помогают зримо представить исторические события, облик и характер их конкретных участников, почувствовать «дыхание эпохи». Особенно ценными являются произведения, выполненные художником с натуры, ибо в них иногда лучше, чем на документальных фотоснимках, выражено типичное, характерное, раскрывающее внутренний мир человека или динамику событий. Копии, репродукции произведений изобразительного искусства входят в состав вспомогательного фонда. Авторские оригиналы, а также копии-репродукции с дарственными надписями включаются в состав основного фонда. К группе изобразительных музейных материалов относятся коллекции марок и открыток.
Четвертая группа предметов основного фонда – фоно источники. Это пластинки для граммофонов, патефонов и электрофонов, магнитные ленты. Вопрос об отнесении их к основному или вспомогательному фонду решается в каждом случае конкретно. К основному фонду следует отнести магнитные записи бесед со старожилами, ветеранами войны и труда, знаменитыми земляками. Пятая группа – кино источники, зафиксировавшие исторические, культурные события жизни города, района, села, уникальные природные явления. В состав вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в ней события и демонстрируемые подлинные памятники. Это схемы, диаграммы, муляжи, модели, пояснительные тексты и этикетки, а также репродукции и фотокопии. Большую роль в экспозиции играют тексты. Они помогают ориентироваться в музейном фонде, получать информацию о каждом экспонате. Существуют следующие виды текстов: - ведущие тексты, которые помогают раскрыть содержание экспозиции. Обычно это цитаты. Они помещаются на видном месте с таким расчетом, чтобы каждый посетитель их увидел и прочел; - оглавительные надписи - названия разделов, комплексов, залов. Самая трудоемкая работа - составление подписей под экспонатом, т.е. этикеток.
Каждая этикетка состоит из названия экспоната, кратких сведений о нем и дополнительных объяснений. Этикетки должна быть написана так, чтобы каждый посетитель мог легко и быстро узнать, что за предмет, какую роль играет в экспозиции, а при желании - получить более подробные сведения о нем. Очень важно не только составить текст этикетки, но и правильно расположить его.
Музей - это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа. Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов. На все это нужны финансовые средства. Важно, если у библиотекаря будут единомышленники из числа руководителей местной администрации, жителей и читателей, знаменитых земляков. Не случайно на базе каждого музея при библиотеке работает актив, кружок или клуб, как например, в библиотеке, где проходит наш семинар. Именно с их участниками библиотекарь ведет поисковую и исследовательскую работу, как в детских библиотеках №№ 8,17,30,33.

       Консультация по организации мини-музея в библиотеке     Консультация по организации мини-музея в библиотеке

Любая выставка, тем более музей, без посетителей мертвы, поэтому просветительская работа в музее не менее важна, чем создание экспозиции. Основная форма работы с посетителями - экскурсии. По свидетельству самих библиотекарей, основные посетители мини-музеев - учителя (т.к. программу каждого школьного предмета они стараются дополнить материалами по родному краю) и дети, которых привлекают необычные для сегодняшнего дня предметы старины. Базируясь на экспозиции своего музея, библиотекари получают возможность проводить самые разнообразные мероприятия. Чаще всего совместно с учителями организуются уроки истории, краеведения, проводятся  фольклорные праздники («Сабантуй», «Карга буткасы», «Навруз», «Каз Эмэсе»), фестивали, конкурсы, «Шэжерэ байрам», краеведческие чтения, конференции, презентации книг писателей РБ, вечера встречи с писателями и поэтами, знаменитыми земляками, организуются выставки народного декоративно-прикладного  искусства для школьников. В копилку новых мероприятий недавно вошли такие формы работы, как «Театр книги», «Музей сказок народов, проживающих в Республике Башкортостан», «Музей тюркской книги», которые приобрели популярность среди школьников. Библиотекарь на основе музейных экспонатов проводит беседу-экскурсию, углубляющую знания, полученные в школе. Организованные при музеях кружки и клубы дают возможности для более углубленной, активной, творческой работы.
Все имеющиеся при библиотеках мини-музеи - непрофессиональные, самодеятельные. И если библиотекарь решается на эксперимент по его организации и специализацию своей библиотеки как «библиотека-музей», ему необходима музейная подготовка. Навыки в области музейного дела в настоящее время библиотекарь может получить путем самообразования, на региональных курсах повышения квалификации, стажировки в региональном государственном музее, близких по профилю, в системе повышения квалификации ЦБС. Сложившаяся реальность способствует созданию нового комплексного учреждения культуры. Библиотека и музей не просто соседствуют под одной крышей - они стремятся к новому качеству, хотят стать учреждением со своей спецификой, задачами, формами работы. Подводя итоги, нужно признать, что организация музеев при библиотеках требует значительных временных, интеллектуальных и материальных затрат. Конечно, энтузиаста-библиотекаря, увлеченного идеей создания музея, эти трудности не остановят. Но тем библиотекарям, которые еще сомневаются в правильности выбора или только приступают к созданию музея, мы еще раз советуем взвесить все «за» и «против». Однако опыт коллег в различных регионах показывает, что трудности различного рода вполне преодолимы. Музей при библиотеке не только служит источником привлечения новых слоев населения, выявляя непохожесть, уникальность библиотеки, но и формирует новую мотивацию у ее посетителей. Детская библиотека, поворачивается перед различными категориями теми гранями деятельности, которые интересны именно данной, конкретной группе детского населения.
Краеведческие музеи при библиотеках продолжают плодотворно осуществлять свою благородную миссию – через книгу утверждать духовность, которая переживет века.
Каримова З.Б.



 

 
« Пред.   След. »
home contact search contact search