Среди участников встречи за круглым столом – доцент Башгоспедуниверситета Римма Гильмиянова, члены Союза писателей РБ, авторы детских книг Расима Ураксина и Николай Грахов, журналист Юрий Коваль, заместитель директора Национальной библиотеки имени А.-З. Валиди Галина Евдищенко, представитель УМЦ «Эдвис», заведующие библиотеками-филиалами ЦСДБ, преподаватели, педагоги дошкольного образования. В ходе подготовительной работы к проведению фестиваля детской книги и чтения детскими библиотекарями системы было организовано анкетирование читателей-детей и их родителей. Анализ ответов дал пищу для многих обсуждаемых вопросов по проблеме детского чтения или «нечтения». Было отмечено, что у нас в стране в силу целого ряда причин выросло малочитающее поколение. Утрата навыков чтения, функциональная неграмотность молодых людей, специалистов самых разных сфер деятельности, их отторжение от необъятного культурного наследия человечества, заключенного в книге – невеселые реалии сегодняшнего дня. Как зародить у ребенка интерес к чтению с самого раннего возраста? Что делать, чтобы дошкольники захотели научиться читать, захотели читать самостоятельно, и какие книги им необходимы? Может быть, отторжение от чтения начинается уже в этом нежном возрасте? Не устарела ли программа чтения в детских садах? Что нужно делать дома, в семье? Возможно ли научить детей любить книгу, если сами родители не любят читать? (Ведь не секрет, что книга в структуре досуга взрослых занимает в наши дни одно из последних мест). Почему уже в начальных классах школы рвется та тоненькая ниточка интереса к книге, которая была в дошкольном возрасте? Почему все большее число детей читает только по принуждению? Куда пропали уроки внеклассного чтения, которые позволяли знакомить ребят с лучшими произведениями детской литературы? Знают ли преподаватели литературы состояние современной детской литературы, возможности и фонды детских библиотек, если они игнорируют наши Дни информации, не согласовывают с нашими богатыми возможностями списки летнего чтения? Наконец, как действовать всем нам, чтобы дети понимали ценность чтения и не подменяли книгу компьютером, доступными играми и фильмами? Мы, детские библиотекари, первыми забили тревогу, начали борьбу за сохранение книги и чтения в жизни детей и подростков. Библиотеки остались заповедными островками, где через книгу, через чтение детям прививаются общечеловеческие ценности. Сегодня важной функцией детской библиотеки является также формирование навыков критической оценки к получаемой информации. Рефреном всех выступлений звучало утверждение, что поднять престиж детского чтения можно лишь при активной пропаганде детского чтения, последовательном, вдумчивом сотрудничестве семьи, дошкольных и школьных учреждений, детских библиотек. Тревожной нотой выступлений библиотекарей звучала мысль о дефиците детской башкирской книги в русском переводе, краеведческой литературы, издаваемой в интересном и понятном для детей формате. В республике нет и столь необходимого детского литературного журнала на русском языке. Все эти проблемы давно назрели и требуют решения на высшем уровне. Необходима государственная программа поддержки детского чтения – это наболевший вопрос дня. |