Детские библиотеки Уфы – территория толерантности | | Печать | |
(Из опыта работы ЦСДБ) В Российской Федерации в настоящее время идет активный процесс становления гражданского общества, одной из основных ценностей и социальных норм которого является толерантность. В условия роста социального разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиональной, социально-экономической и политической нетерпимости. Особенно актуально дальнейшее развитие дружественных отношений между представителями разных национальностей в Республике Башкортостан, где проживают люди 114 национальностей, и идет постоянный приток мигрантов. Существует настоятельная потребность в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию различных культур и народов, в готовности каждого гражданина демократического общества к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Оптимальный путь воспитания толерантности – приобщение граждан с раннего возраста к историко-культурному наследию народов страны. Поэтому перед детскими библиотеками стоит цель - обучение подрастающего поколения умению жить сообща, содействие возрождению и сохранению духовных ценностей, исторической памяти, национального самосознания, языков представителей всех народов, проживающих в Республике Башкортостан. Эту задачу детские библиотеки Уфы решают, в первую очередь, путём реализации программы социальной защиты детства «Солнышко», все подпрограммы которой строятся на идее толерантности. В библиотеках обеспечен равный и открытый доступ к информации для всех пользователей, что обеспечивает закрепленное в Конституциях РФ (статья 19) и РБ (статья 19) «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств». Осуществляется помощь в адаптации детей мигрантов к новой для них социокультурной среде. При детских библиотеках созданы центры «Филиппок» (детская библиотека № 17 ), «Маленькая дверь в большой мир», «Школа информационного комфорта» (детская библиотека № 30 ) – центры для читателей из социально незащищенных слоев населения и педагогически запущенных детей. Вся эта работа, в том числе, и с детьми – инвалидами, трудными подростками находит своё отражение в подпрограмме «Соучастие в судьбе». В рамках подпрограмм «Библиотека и школа» и «Мира не узнаешь, не зная края своего» реализуются образовательные и просветительские программы о культуре этносов, где изучается фольклор, народные обычаи, и современная культура народов РБ. В этот процесс вовлекаются республиканские творческие центры, театры и музеи столицы. Формируется правовая культура пользователей, которая помогает им усвоить важное правило: «если я знаю и соблюдаю закон, я – толерантен». Эту задачу решает правовая подпрограмма «Подсолнушек». Также при ряде детских библиотек (№№ 7 , 11 , 30 , 38 ) созданы Информационно-консультационные бюро (ИКБ), занимающиеся правовым просвещением населения. У юных читателей Уфы развивается интерес к родному краю, его прошлому и настоящему, что является первой ступенью этнической толерантности. Каждая детская библиотека - центр сохранения национальной культуры, где в рамках подпрограммы «Мира не узнаешь, не зная края своего» проводятся мероприятия, рассказывающие о традициях, обычаях, культуре разных народов. На базе детских библиотек созданы краеведческие музеи: «Уфа за сто лет» (детская библиотека № 17 ), «Башкирская юрта» (детская библиотека № 30 ), мини - музей Ш. А. Худайбердина (ЦГДБ), музей первого Председателя Законодательной Палаты Госсобрания – Курултая РБ А.Г. Хасанова (детская библиотека № 7 ), которые способствуют развитию и формированию национального самосознания и толерантности детей и подростков. Основы толерантного сознания даются, начиная с самых первых этапов формирования личности, и не только на уровне общества, но и в семье. Поэтому в детских библиотеках работа с родителями по подпрограммам «Школа раннего развития ребенка», «Библионяня», «Семья и дети» обязательно включает мероприятия, раскрывающие основные принципы толерантности. Успешно работают семейные объединения по интересам, детские кружки и информационно - досуговые центры семейного чтения: «Семейная академия» (детская библиотека № 38 ), «Библиотека и семья» (детская библиотека № 21 ). Совершенствуется духовное и эстетическое развитие подрастающего поколения на основе национальных и мировых традиций, что является целью работы подпрограммы «Свет красоты и знаний». Приобщение к миру искусства, встречи с известными музыкантами, деятелями театра, знакомство с картинами выдающихся художников прошлого и современной живописью способствует формированию самосознания, уважения к культурному наследию народов. Искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает в данном случае для подрастающего поколения как своего рода «защитный пояс», охраняющий молодежь от идей насилия, жестокости и национализма. Для реализации этих идей при детских библиотеках Уфы открыты детские эстетические центры (ДЭЦ). Кроме того, работа по воспитанию толерантности является приоритетным направлением в детской библиотеке № 47 и модельной детской библиотеке № 7 . В детской библиотеке № 47 создан Центр «Капелька», девиз которого: «От экологии природы - к экологии души». Основа его деятельности - формирование экологического толерантного мировоззрения у детей и подростков, которое базируется на понимании того, что толерантность, как явление, намного шире, чем просто терпимое отношение к окружающим. Библиотека считает своей задачей воспитание толерантного отношения не только к социуму, но и к окружающей нас природе. Экологическая толерантность - это комплексный феномен, определяющий отношение человека к окружающему миру как себе. В библиотеке разработана целевая программа «Школы экологической толерантности» с направлениями: толерантно - краеведческим «Родник – тайник вселенной»; информационным «Хочу все знать»; библиотечным «Милосердие и книга». Создана база эколого-толерантной информации, пополняется фонд книг, аудио- и видеоматериалов об окружающей среде. Ведется издательская деятельность - выпуск рекомендательных списков, информационных бюллетеней, буклетов «Наш мир мы строим вместе», «Мир дружбы человека и природы», «Все они - создания природы», «Право быть другим»». Свой существенный вклад в развитие толерантного правосознания граждан и в снижение уровня правового нигилизма у населения столицы вносит Центр формирования правовой культуры и толерантного мировоззрения в детской библиотеке № 7 . Одно из направлений его деятельности – «Все разные – права равные», цель которого – формирование толерантного мировоззрения, основанного на знании и уважении прав и свобод человека, признании многообразия самобытных культур и ценностей разных народов, содействие процессу становления гражданского общества. Основы толерантного мировоззрения даются читателям библиотеки в интересной и увлекательной форме. Это циклы мероприятий для всех возрастов: «Радуга национальных культур» в Неделю детской и юношеской книги и музыки, в том числе: «Путешествие по сказкам народов мира», «Венок дружбы народов», «Путешествие по странам и континентам»; «Детям мира – счастливое детство» к Международному дню защиты детей, «Все разные – все равные!» ко Дню прав ребенка, том числе: театрализованная игровая программа «Все хорошее на земле – от природы, а все доброе – от человека», обсуждение книги Железникова В. «Чучело» «Чучело или человек», дискуссия «Жить в мире с собой и другими»; «Другой, другие, о других» в декаду инвалидов. Также читатели библиотеки становятся участниками декады толерантности «Как здорово разными быть и дружно в стране родной жить», приуроченной к Международному дню толерантности. Эффективность работы Центра обусловлена системой и комплексностью мероприятий, что способствует выработке у детей и подростков осознанного признания и уважения разной этнонациональной, языковой и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения. Таким образом, основные принципы толерантности становятся привычной нормой социального поведения, начиная с раннего возраста. Издание Центром различных тематических библиографических пособий малых форм приобщает к идеям толерантности читателей различного возраста, положения и из разных социальных слоев. Таким образом, можно смело утверждать, что детские библиотеки столицы Республики Башкортостан являются территорией толерантности, так как: • Сотрудники библиотек приняли основные идеи, установки толерантности, и стали носителем этих идей среди детей и родителей; • В библиотеках имеется литература по праву и по вопросам толерантности, рассчитанная на различные возрастные группы. Фонд библиотек сформирован достаточно полно, имеется широкий репертуар периодических изданий, доступ в Интернет; • Библиотеками проводятся мероприятия по праву и воспитанию толерантности для детей, подростков и молодежи, в том числе, с ограниченными возможностями, а также руководителей детского чтения; • Библиотеки располагают богатыми материалами о многонациональной культуре РБ и РФ, а также проводят разнообразные мероприятия, рассказывающие об известных представителях мировой культуры, шедеврах мировой культуры; • В работе по воспитанию толерантности библиотеки сотрудничают с органами образования, другими организациями и учреждениями, занимающимися проблемами толерантности и воспитанием толерантного мировоззрения. Работники детских библиотек Уфы понимают, что воспитание толерантной личности – это серьезная проблема, в решении которой должны участвовать семья, учебные заведения, общественные организации и, конечно, библиотеки. Ведь толерантное мышление – неотъемлемая часть мировоззрения будущего поколения. Толерантность сегодня – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества.
Модельная детская библиотека № 7 – филиал 18 МУ ЦСДБ городского округа город Уфа РБ; Заведующая библиотекой; Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан; 450077, г. Уфа, ул. Кирова 40/1; Тел: 8(347) 272-66-08; e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script ;
|
« Пред. | След. » |
---|