Уважаемые коллеги! Здесь вы найдете как списки и сценарии по праву, так и другие материалы, которые помогут сделать работу с детьми увлекательной и разнообразной.
В наше время трудно переоценить значение правового просвещения детей и подростков. Предлагаем Вашему вниманию свой опыт работы. "Правовая азбука" Сценарий театрализованной беседы о правах для учащихся 1-х классов
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас сегодня в библиотеке накануне очень серьезного и важного для нашей республики праздника - Дня Конституции РБ. Конституция - это основной закон нашей страны, по которому живут все ее граждане - и большие, и маленькие. Что за странный шум? Слышите, ребята? (раздается гром и появляется Баба-Яга около избушки) Баба-Яга:Фу-фу, что-то человеческим духом запахло! Сто лет я человечьих голосов не слыхала, людишек не видала. А тут сразу столько ко мне детишек припожаловало. То-то славный у меня ужин будет, можно и Кощея со Змеем Горынычем пригласить. И цыплят сбежавших искать не буду. Кстати, детишки-ребятишки ? Вы здесь цыпляток не видали? (ответы детей) Ведущая: Нет, Баба-Яга, не видели мы цыплят. Баба-Яга: Вот ведь негодники, только-только хотела я их на лопате в печь отправить, как они в окошко выскочили, и след их простыл. Ну да ладно. Я думаю, кто-нибудь из вас сегодня ко мне обязательно заглянет на огонек. Заглянете? (дети хором "нет!") Баба-Яга: А я и уговаривать не буду. Вот сейчас вам загадочки загадаю, а не ответите - милости прошу ко мне в гости на ужин. (Баба-Яга загадывает загадки) 1. Под соснами, Под елками Лежит Мешок с иголками. (Ежик) Баба-Яга: Отгадали загадочку. Ну ничего, следующая потруднее будет. 2. Выпуча глаза сидит, По-французски говорит, По-блошьи прыгает, По-человечьи плавает. (Лягушка) Баба-Яга: Узнали мою подружку - болотную лягушку. А вот я вам сейчас самую трудную загадку загадаю. С ней-то вы ни за что не справитесь! 3. Сперва блеск, За блеском треск, За треском плеск. (Молния, гром, дождь)
Баба-Яга: Ой, лишеньки… И эту загадку разгадали. Вот ведь какие умненькие - разумненькие . Придется мне не солоно хлебавши спать ложиться. А может, я еще и цыплят догнать сумею. Избушка, вперед! (под гром исчезает вместе с избушкой) Ведущая: Молодцы, ребята, не испугались Бабы-Яги и с ее загадками прекрасно справились. Тише-тише… Вы слышите, кажется кто-то плачет? (появляются цыплята) Цыпа (жалобно): Петя, я больше не могу бежать. Крылышки у нас совсем слабые, лапки маленькие. Не уйти нам от Бабы-Яги. Петя: Ты, Цыпа, чуть - что, сразу реветь начинаешь. Раз уж мы из избушки удрали, то и из леса домой дорогу найдем. Цыпа: Как же мы ее найдем? Здесь кругом одни деревья. Ведущая: Не горюй, Цыпа, мы вам обязательно поможем. Цыпа: Ой, а вы кто?
Ведущая: Я - детский библиотекарь. И сейчас мы с ребятами как раз говорим о главном законе, который защищает всех граждан - о Конституции. Петя: А что это за закон? Цыпа: Он действительно может защитить и самых маленьких? Их ведь любой обидеть может! Ведущая: Конечно, цыплята! Я сейчас дам вам волшебный клубок, он выведет вас из дремучего леса прямо в наш правовой центр "Подсолнушек", который познакомит вас с правовой азбукой. Петя: Спасибо! Пойдем, Цыпа! Цыпа: Бежим скорей, Петя! До свидания! Ведущая: До свидания, цыплята!
Далее дети приглашаются в мир прав, но сначала ведущая предлагает поиграть детям в простую, веселую игру. После игры делается акцент на необходимости правил, а затем дети знакомятся с основными правами, которые иллюстрируются рисунками и Конституцией. В завершении программы дети собирают на стенде флаг и герб Республики Башкортостан. Правовая экспресс-игра "Ты и твои права"
Ведущий: Дорогие друзья, для нашей экспресс поездки по дороге правовых знаний, нужны две команды. Приглашаю от каждого класса по 5 человек занять свои места за столами. Команды садятся за столы Ведущий: Итак, команды "Законо-знайка" и "Право-умник" кэкспресс игре готовы. Помогать мне будет эксперт …. Правильный ответ она будет отмечать зеленым светом, а неверный - красным. А следить за вашим движением вперед и подводить итоги будет наш независимый наблюдатель …………………. Правовая экспресс игра состоит из четырех этапов.
I. Собираем багаж
Командам необходимо подобрать из текста Конституции РБ и Конвенции о правах ребёнка статьи о праве свободно передвигаться, выбирать место жительства и о переезде в другую страну. Конституция РБ - Статья 28 Конвенция о правах ребенка - Статьи 10, 11. Пока команды обдумывают ответ, проводится викторина со зрителями подиску "Президент России гражданам школьного возраста", в котором взрослые в увлекательной форме постарались максимально полно раскрыть государственное устройство и историю нашей страны, права и обязанности всех его граждан, в том числе и детей.
II. Песня в дорогу
Любая дорога становится короче и веселей, когда звучит хорошая песня. Для каждой из двух команд исполняется по две песни. Необходимо ответить о каких правах в них идёт речь.
1. "Песня бременских музыкантов" - право на свободу передвижения, право на свободу мирных собраний. 2. "На крутом бережку" (из мультфильма "Кот Леопольд и золотая рыбка")- право на отдых. 3. "До чего дошёл прогресс" (из кинофильма "Приключения Электроника") - право на пользование благами научно - технического прогресса. 4. "Мы маленькие дети" (из кинофильма "Приключения Электроника") - право на образование.
III. Остановка в пути
А сейчас у нас непредвиденная остановка в пути - вам предстоит применить свои знания законов на практике, разобрав ситуации из повседневной жизни.
Ситуация 1 Мать: Сколько раз тебе говорить - после 11 часов вечера ты должен отправлять своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы. Сын: Мама! Ты же все равно в 11 еще не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Ведущий: В Конвенции говорится о праве ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний. Но есть определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире (да и в этом доме), и является нарушением общественного порядка.
Ситуация 2 Мать: Сынок, я ухожу, помой после себя посуду и приберись в комнате. Сын: Мама, у меня завтра контрольная. Мать: Да решишь ты задачи. Нельзя же оставлять дома бардак! Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования. Ведущий: Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования).
IV. Быстрее, быстрее, быстрее Четвертый и последний этап нашей правовой экспресс игры вполне соответствует ее названию. Каждому участнику команд будет задан один вопрос, на который сразу же надо дать ответ. Вопросы 1-ой команде: 1. Каким правом легкомысленно пренебрег Буратино в первый же день своей жизни, в результате чего и произошли все его последующие приключения? (правом на образование) 2. В какой сказке женщина неопределенного возраста с помощью птиц похищает ребенка, грубо нарушив сразу целый ряд прав? ("Гуси-лебеди") 3. Дядя Федор ушел из дома и уехал жить в Простоквашино. Конфликт произошел из-за того, что родители не захотели признать за сыном его право - на что? (право выбирать себе друзей) 4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? ("Золушка") 5. В сказке "Гадкий утенок" Г.-Х. Андерсен на весь мир заявил об одном из важнейших прав ребенка и человека. Каком? (право быть самим собой, право на индивидуальность) Вопросы 2-ой команде: 1. Героиня какой сказки пользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? ("Лягушка - путешественница") 2. В каком произведении один из персонажей был подвергнут произвольному аресту и приговорен к пожизненному тюремному заключению только за то, что он нечаянно наступил на ногу принцу? (Приключения Чипполино) 3. Папа этого мальчика бережно и уважительно относится к игре своего сына: помогает придумать новый поворот сюжета, обсуждает возникшие затруднения, дарит сыну новых героев для знаменитого Зачарованного Леса. Этот папа знает о праве ребенка на свой собственный мир и свою детскую культуру. Как зовут его сына? (Кристофер Робин) 4. Какая героиня воспользовалась правом искать в других странах и находить там убежище от преследований? (Дюймовочка) 5. В какой сказке мачеха, чтобы выполнить приказ королевы, подвергла свою падчерицу жестокому обращению? (С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев") Ведущий: Вот и закончилось наше скоростное движение по дороге правовых знаний. Пока независимый эксперт подводит итоги игры, я предлагаю зрителям принять участие в веселой правовой викторине по сказкам.
Вопросы викторины:
1. В каких сказках грубо нарушается право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу героев? ("Серая шейка", "Красная шапочка", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", "Дюймовочка", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Волк и семеро козлят" и др.) 2. Какие литературные герои постоянно пользовались правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, Кот в сапогах) 3. В каких сказках подтверждается право на справедливое вознаграждение? ("Мороз Иванович", "Госпожа метелица", "Сказка о попе и его работнике Балде") 4. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (поросята из сказки "Три поросенка", зайка из русской народной сказки "Ледяная избушка")
Ведущий: Молодцы ребята! А сейчас самый волнующий момент нашей встречи - подведение итогов. Какая команда вырвалась вперед, продемонстрировав отличное знание законов и прав, а также умение применять их на практике? Подведение итогов и награждение команд.
Сценарий модельной детской библиотеки №7 «Дети под солнцем» «Святыни российской державы»: интерактивная электронно-игровая программа. Цель мероприятия: Воспитание чувства гражданственности и патриотизма у детей среднего школьного возраста, популяризация государственной символики России. Задачи: • Заложить понятийную базу изучаемого материала в адаптированной к возрасту форме; • Расширить представления детей о Конституции и символике России; • Содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ, к законам и символам государства; • Развить познавательный интерес к государственной символике у читателей, стимулировать их творческую активнось; • Использовать современные технические средства и активные технологии для максимально эффективного усвоения материала. Оформление: В библиотеке оформляется выставка «Святыни российской державы», зал украшается белыми, синими, красными шарами - российским триколором, на столах - российская символика. Оборудование: Для выхода в Internet, демонстрации презентации и CD-дисков, прослушивания гимна, а также самостоятельной работы читателей используются экран, проектор и 2 компьютера. Содержание проекта: В ходе интерактивной электронно-игровой программы читатели не только получают новый материал о государственных символах России, но и знакомятся с сайтами http://kremlin.ru , www.statesymbol.ru , www.rossimvolika.ru , принимают участие в играх, в том числе, электронной викторине «Край родной в гербах и флагах», экспресс - игре по CD-дискам «Государственные символы России», а также создают флаг библиотеки и рисуют герб своей семьи. Автор проекта: Зиннатуллина И.М. - заслуженный работник культуры РБ, зав. модельной детской библиотекой «Дети под солнцем». Ход мероприятия Звучит гимн России. Все слушают его стоя Ведущий: Здравствуйте, ребята. Все мы - граждане России. Именно поэтому мы все встали, когда звучал гимн России. Почему? Ответы
Ведущий: Правильно, это знак уважения к нашей стране и его символу. Скажите, пожалуйста, какие еще государственные символы вы знаете? (Ответы) А в каком документе законодательно закреплены эти символы? Конечно, в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция возродила суверенную государственность России, обозначила стремление ее граждан обеспечить благополучие и процветание своей Родины. Давайте подробнее познакомимся с этим основным законом нашей страны. Ведущий раскрывает содержание Конституции, а на экране появляются слайды, иллюстрирующие упоминаемые статьи
Ведущий: Весь этот документ состоит из 2-х разделов, в 1 разделе - 9 глав. Глава первая провозглашает основы конституционного строя Российской Федерации, отмечая, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (Ст. 1) «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (Ст. 2) Здесь же раскрывается государственное устройство РФ. Как организована государственная власть в России? • «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти» (Ст. 10). • «Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство РФ, суды РФ» (Ст. 11);
От эффективной работы всех ветвей власти зависит благосостояние нашей страны и уровень жизни его населения - нас с вами. Самые объемная - 2-я глава Конституции. О чем же в ней говорится? Идет демонстрация слайдов
Ведущий: Во второй главе раскрываются права и свободы человека и гражданина. В первую очередь, это гражданские, политические, социально экономические и культурные права граждан, а также их обязанности: • «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения..., места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям» (Ст. 19) • «Каждый имеет право на жизнь» (Ст. 20) Это самое первое и главное право, которое каждый из нас получает с рождения; • «Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства...Каждый может свободно выезжать за пределы РФ и...беспрепятственно возвращаться в РФ» (Ст. 27). Ведущий: Все мы также имеем экономические, социальные и культурные права и свободы. Среди них: • Право на свободный труд. «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на отдых» (Ст. 37); • «Материнство и детство, семья находятся под защитой Республики Башкортостан». (Ст. 38) Согласитесь, это очень важная статья Конституции для всех без исключения граждан нашей страны; • «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища» (Ст. 40); • «Каждый имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно...» (Ст. 41); • «Каждый имеют право на образование» (Ст. 43) Вряд ли вы, каждый день идя в школу, задумываетесь, что в этот момент осуществляете одно из самых важных для себя прав, и это очень пригодится вам в дальнейшей жизни; • «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом» (Ст. 44) Вы только вспомните, сколько известных граждан нашей страны в полной мере реализовали это право, прославив нашу Родину далеко за ее пределами! Ведущий: Но кроме прав, у нас есть еще и обязанности. - «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Ст. 58) Посмотрите, как прекрасна наша Родина, и от того, удастся ли нам сохранить и благоустроить окружающий мир, зависит наше будущее; - «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ» (Ст. 59) В первую очередь, эта обязанность, конечно, касается будущих мужчин - защитников своей страны. Глава 3 раскрывает федеративное устройство государства. А в статье 70 отмечается • Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (Ст. 70). Главы 4, 5 и 6 определяют компетенцию Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства России. • Президент Российской Федерации является главой государства. • Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (Ст. 80) • Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации (Ст. 94) • Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (Ст. 95) • Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (Ст. 110) Глава 7 раскрывает полномочия судебной власти в Российской Федерации. • Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (Ст. 118). Глава 8 закрепляет местное самоуправление как важную форму народовластия. • Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (Ст. 130). Глава 9 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ призвана обеспечить стабильность Конституции. Во втором разделе указаны Заключительные и переходные положения Конституции Российской Федерации. Ведущий: Ребята, сейчас вы узнали много нового об основном законе нашей страны. А как вы думаете, Конституция ограничивает права и свободы граждан. Давайте заглянем на сайт http://kremlin.ru На сайте открывается рубрика ДЕТЯМ
Да, ограничивает. Конституция провозглашает права и свободы человека, но она же их и ограничивает. Главное понять: любые права и свободы другого - это ограничения твоих собственных прав и свобод. В Конституции сказано: Каждый имеет неотъемлемое право на жизнь. Это значит, что ты никого не можешь убивать. В Конституции сказано: Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Это значит, что ты никого не имеешь права мучить и унижать. В Конституции сказано: Каждый имеет право на личную неприкосновенность. Значит, тебе нельзя ни к кому прикасаться без разрешения. Причём неважно, как ты собирался касаться: кулаком или просто так - погладить по головке. Всё равно, без разрешения - не надо. Законом ты, если хочешь, всегда можешь воспользоваться, чтобы себя защитить.
Ведущий: Итак, принята новая Конституция РФ и сразу начата разработка новых государственных символов России. В декабре 2000года Государственная Дума приняла законы о государственной символике российской Федерации - гербе, флаге и гимне, и в третье тысячелетие Россия вошла с новыми государственными символами. Где мы можем найти о них официальную информацию. Конечно, на сайте http://kremlin.ru Ведущий заходит на сайт и знакомит читателей с символами
Ведущий: Государственный герб свидетельствует о суверенитете (независимости) страны. Это символический опознавательно - правовой знак, составленный, изобразительно оформленный и утвержденный согласно строго определенным правилам. Ведущий заходит на сайт и знакомит читателей с Государственным гербом Ведущий: Как же менялся наш герб на протяжении истории России? Давайте зайдем еще на один сайт, посвященный государственной символике. Читатели знакомятся с сайтом www.statesymbol.ru Далее с читателями проводится игра: на экране из элементов герба собирается современный герб России Ведущий: Символом объединения и власти является государственный флаг.
Ведущий заходит на сайт и знакомит читателей с Государственным флагом Ведущий: В годы Великой отечественной войны под овеянными славой знаменами советские воины прошли от стен Москвы до Берлина и водрузили победное знамя над рейхстагом. Неимоверно трудны были эти фронтовые версты. И всегда с воинами было знамя. Его берегли как зеницу ока, как самую величайшую драгоценность. Оно переходило из рук мертвых в руки живых и вело наш народ к победе в самых жестоких схватках с врагом. Звучит отрывок о боевом знамени из повести Бориса Васильева «В списках не значился» Ведущий: Ребята, почему старшина, передавая знамя лейтенанту, говорит: «Умри, но немцам не отдавай»? Какая сила заключена в этом прямоугольном полотнище? Ответы
Ведущий: Не случайно Мустай Карим в своих стихах поставил знак равенства между славой страны и ее знаменами: Страна родная! В небо вознеслись Знамена твоей выстраданной славы. С читателями проводится игра: на экране из элементов флага собирается изображение современного флага России Ведущий: Ребята, я хочу познакомить вас с еще одним источником информации о государственных символах России - Интернет-порталом www.rossimvolika.ru Ведущий заходит на сайт и знакомит читателей с сайтом.
Читатели принимают участие в Интернет - викторине «Край родной в гербах и флагах»
Ведущий: Ребята, наряду с гербом и флагом высшим символом государства является гимн - торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Ведущий заходит на сайт и знакомит читателей с Государственным гимном Гимн России Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая Богом родная земля! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Ведущий: Скажите, пожалуйста, какие чувства вызывают у вас слова гимна? Ответы
Ведущий: Ребята, мы вспомнили основные вехи становления российской государственной символики. А сейчас я предлагаю вам принять участие в экспресс - игре по нашим символам. Читатели делятся на 2 команды и отвечают на вопросы ведущего, находя ответы на CD- дисках «Государственные символы России. История и современность» Ведущий: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми вопросами и сейчас сможете принять участие в создании флага нашей библиотеки. Читатели из полос различного цвета с указанием их значения (например, зеленый - надежда, свобода) собирают флаг библиотеки и объясняют свой вариант Читателями собирается бело-желто-зеленый триколор
(белый - мир, чистота; желтый - богатство, сила; зеленый - надежда, свобода) Библиотека - территория мира, богатая книгами, сильная знаниями, где каждый свободно может пользоваться информацией Ведущий: Ребята, наша игровая программа закончилась, но я думаю, вы всегда будете помнить о том, что герб, флаг, гимн - это святыни нашей родины, к которым надо относиться с уважением, хранить их для других поколений и преумножать их славу. Нам есть, чем гордиться, и есть, что беречь, - И хартия прав, родимая речь, И мир, охраняемый нами, И доблесть народа, и доблесть того, Кто нам и родней, и дороже всего, Кто наше победное знамя! (А. Ахматова) Ведущий: Ребята, я предлагаю вам дома подумать о том, как может выглядеть герб вашей семьи и нарисовать его. О том, что у вас получится, мы поговорим на нашей следующей встрече. А помогут вам в работе книги, представленные на выставке «Святыни российской державы». Знакомство с выставкой «Святыни российской державы»
Читатели рисуют герб своей семьи Список использованной литературы: • Валеев, И.И. Воспитание на символах [Текст]: учебное пособие / И.И. Валеев. - Уфа: Гилем, 2004. - 303 с. • Великородная, В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию [Текст]: учебное пособие / В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М. Кумицкая. - М.: Вако, 2006. - 224 с. • Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе [Текст]: методические рекомендации / сост. М.К. Антошин.- М.: Айрис - пресс, 2003. - 80 с. • Государственная символика России. История и современность [Электронный ресурс]. - CD-ROM. - 1 СД - диск; 12 см. • Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе [Текст]: методическое пособие / А.К.Быков, И.И. Мельниченко. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с. • Пчелов, Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн [Текст]: учебное пособие / Е.В. Пчелов. - М.: ТИД Русское слово - РС, 2002. - 136 с.: ил. • Президент России гражданам школьного возраста [Электронный ресурс]. - CD-ROM. - 1 СД - диск; 12 см. • Романовский, В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. [Текст]: пособие для учителя / В.К. Романовский. - М.: ТИД Русское слово- РС, 2002. - 96 с.: ил. • Садовникова, Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст]: постатейный / Г.Д. Садовникова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт - Издат, 2006. - 188 с. • Серов, Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» Гимн. Герб. Флаг. [Текст]: пособие / Б.Н. Серов. - М.: ВАКО, 2005. - 192 с. • Синова, И.В. Герб, гимн, флаг России [Текст]: справочник школьника /И.В. Синова . - СПб: Литера, 2007. - 96 с.: ил. • Система гражданского образования школьников [Текст] : методическое пособие / сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова., под ред. Т.В. Черниковой. - М.: Глобус, 2006. - 224 с. • Соболева, Н.А. Символы и святыни Российской державы [Текст] / Н.А. Соболева, А.Н. Казакевич.- М.: Олма Медиа Групп, 2007. - 207 с.: ил. Коллегам на заметку: Список сценариев по правовой работе • Григайтес, Н. Торжественная песнь орла и триколора [Текст] / Н. Григайтес // История (ПС). - 2007 . - № 9. - С. 42 - 47. Устный журнал о государственной символике России. • Завалишина, Н. Г. Радуга [Текст] / Н.Г. Завалишина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2010 . - № 6. - С. 48 - 50. Сценарий мероприятия ко Дню Государственного флага Российской Федерации. • Кожин, Ю. А. Брейн - ринг по праву в 9-х классах по теме: Отдельные виды гражданских правоотношений. Правовое регулирование трудовых отношений [Текст] / Ю.А. Кожин // Основы государства и права. - 2007. - № 2. - С.22 - 39. • Сивачёва, Г. Для чего нужны законы [Текст] / Г. Сивачёва // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2009. - № 9. - С. 45 - 48. Мероприятие к 20-летию Конвенции о правах ребенка. • Солотина, И. Ю. Конвенция о правах ребенка [Текст] / И. Ю. Солотина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - № 9. - С. 67 - 69. Сценарий игрового мероприятия. • Угловская, Н. «Я имею право» [Текст] / Н. Угловская // Беспризорник. - 2010. - № 4. - С. 51 - 55. Сценарий о правах детей. • Щербицкая, Л. Путешествие в страну «Добра и Милосердия» [Текст] / Л. Щербицкая // Беспризорник. - 2009. - № 5. - С. 48 - 50. Сценарий мероприятия, способствующий воспитанию полноценной личности.
|