Что такое квест? Квест (калька с англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, рыцарские квесты средневековой Европы, миф о Персее, мифы о 12-ти подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Даже из такого короткого описания можно понять, что в квестах: есть определенная цель, к которой движутся участники; поиск происходит «в реальном мире»; события и испытания - разнообразны и, подчас, неожиданны; каждый сделанный шаг либо приближает, либо отдаляет участников от конечной цели. Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревновательности в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы». Реальность внешней среды. Где бы ни проводился квест - в городе, в парке, библиотеке и пр., внешняя среда, окружающая команду реалистична, а, значит, наполнена возможностями и даже рисками. Этапность игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. В некоторых случаях команда сама определяет свой маршрут, однако, без успешного прохождения определенного числа этапов, она не сможет достигнуть конечной игровой цели. Командный характер действий. Участники объединены в игровые команды различной численности. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща. Игроков сопровождает инструктор. Его задача -консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия. 2. Какими бывают квесты? Где они проводятся? Квестовые программы можно условно разделить на: городские квесты, квесты на «дикой» природе, проводящиеся в парках, лесопарках, лесных массивах и т.п.). Цель квеста - за минимальное количество времени выполнить максимальное количество заданий, при этом получив приятные эмоции и долю адреналина! Словарик "Ключ" (ответ) - ответ на поставленный вопрос в миссии. Может иметь буквенное и(или) числовое значение. Ключ является паролем для перехода на следующий уровень. "Уровень" - определённый этап сценария игры, состоящий из одной или нескольких миссий (заданий), при выполнении которых образуется ключ к следующему уровню. Количество уровней устанавливается заранее и оглашается до начала игры. "Сценарий" - совокупность всех уровней. «Линейная игра» - уровни между командами распределяются в строгой последовательности, одинаковой для каждой команды. ИГРА - Игра состоит из последовательного прохождения уровней. Количество уровней и их сложность определяется организаторами для каждой игры в отдельности. - В результате прохождения уровня команда получает ключ. Если ключ верный, то команда получает следующее задание. - Если в течение определенного времени команда не проходит уровень она автоматически получает ключ от уровня игры (со штрафом) добавлением штрафного времени или вычетом баллов. - Команда может получить подсказку (со штрафом). - Побеждает команда, которая быстрее других проходит все уровни, не нарушив при этом правила игры. Литературный квест (литературное квест-ориентирование) - это один из вариантов игры-поиска. Маршрут литературного квест-ориентирования связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте - это памятные места, организации и предприятия, действующие на территории города или иного населенного пункта, в окрестностях библиотеки. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать родной город, взглянуть по-новому на знакомые с детства места. Цели игры: продвижение книги и чтения в молодежной среде. Можно выделить следующие этапы работы по организации квест-ориентирования: 1. Организация рабочей группы. 2. Разработка положения (определение целей и задач игры). 3. Разработка правил игры. 4. Чтение книг. Продумывание маршрута и дополнительных вопросов и заданий. Чтение книг - это обязательный пункт не только для участников, но и для организаторов квеста. 5. Инструктаж участников, объяснение правил игры. Продумываются вопросы, которые можно будет задать на станциях (это могут быть вопросы по сюжету книги, вопросы на понимание темы и проблемы произведения и т.п.), и задания, которые предлагаются для выполнения. Из опыта ЦБС Республики Коми это могут быть такие задания, как: проведение опроса на улицах города (вопросы могут быть самые простые - «Читаете ли вы книги?», «Какие книги Вы читаете (авторы, жанры)?», «Почему Вы читаете, что дает Вам чтение?», «Ваша любимая книга» и т.п.); распространение рекламной продукции библиотеки (флаеров, закладок, визиток и т.п.); фотоотчет по пройденному маршруту и др. 6. Оформление раздаточных материалов. Данный этап включает разработку нескольких вариантов маршрута (в зависимости от количества команд) и формирование маршрутных листов. 7. Проведение игры. 8. Распространение информация по итогам игры в СМИ. В Печорской ЦБС - «Читаем мы!» - это игра-поиск «Литературное КВЕСТ-ориентирование». Маршрутные листы игры-поиска были составлены так, чтобы связать сюжеты книг, их события и героев с известными местами города Печоры, его людьми, предприятиями и учреждениями. Игра «Литературное КВЕСТ-ориентирование», посвященная 60-летию города Печора, стартовала 3 мая на площади Победы. Команды получили маршрутные листы. По ним необходимо было найти в городе 11 пунктов-ориентиров. Участников игры на пунктах встречали волонтеры, которые отмечали время прибытия команд и задавали вопросы по прочитанным книгам. МУК «Эжвинская ЦБС» - квест-ориентирование «С книгой по Эжве». В игре участвовали команды по 7 человек из всех 8 школ Эжвинского района. На старте в библиотеке команды-участники получили карты-маршруты с местами контрольных пунктов. По условиям квеста команда должна была сориентироваться по карте, пройти все контрольные пункты и ответить на вопросы по определённой книге. Точки на карте были своеобразными загадками, которые нужно было сначала отгадать. Например: Торговый центр, связанный с именем любимой героини Л. Н. Толстого - ТЦ «Наташа» и т.п. В игре были предусмотрены также задания, дающие дополнительные баллы: 1. Провести мини-опрос на улицах Эжвы «Моя любимая книга». Для этого необходимо было опросить не менее чем 25 жителей или гостей Эжвинского района любого возраста, узнать у них о любимых книгах и записать ответы на обратной стороне карты. 2. Раздать флаеры с рекламой библиотек на улицах Эжвы и т.д.Маршрутный лист (карта квеста)
Литературная мини-викторина/зал делового чтения Количество полученных баллов по количеству правильных ответов -____ Время прохождения этапа - ____мин. Штрафные баллы - ____ Отгадать шараду и найти это слово или картинку с этим предметом на обложке книги (на выставке)/ младший абонемент Количество полученных баллов -____ Время прохождения этапа - ____мин. Штрафные баллы - ____ Краеведческий этап: по аннотации узнать книгу и найти ее на полке/ зал краеведения Количество полученных баллов -____ Время прохождения этапа - ____мин. Штрафные баллы - ____ Патриотический этап: по тексту понять, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь, и на выставке найти книгу, соответствующую ему/ зал периодики Количество полученных баллов -____ Время прохождения этапа - ____ мин. Штрафные баллы - ____ Найти книгу по описанию литературных героев/ старший абонемент Количество полученных баллов -____ Время прохождения этапа - ____мин. Штрафные баллы - ____ Этап творческий, финальный/ сектор искусства Количество полученных баллов -____ Время прохождения этапа - ____мин. Штрафные баллы - ____
|