Сценарий модельной детской библиотеки №7 «Дети под солнцем» «Святыни российской державы»: интерактивная электронно-игровая программа. Цель мероприятия: Воспитание чувства гражданственности и патриотизма у детей среднего школьного возраста, популяризация государственной символики России. Задачи: • Заложить понятийную базу изучаемого материала в адаптированной к возрасту форме; • Расширить представления детей о Конституции и символике России; • Содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ, к законам и символам государства; • Развить познавательный интерес к государственной символике у читателей, стимулировать их творческую активнось; • Использовать современные технические средства и активные технологии для максимально эффективного усвоения материала. Оформление: В библиотеке оформляется выставка «Святыни российской державы», зал украшается белыми, синими, красными шарами - российским триколором, на столах - российская символика. Оборудование: Для выхода в Internet, демонстрации презентации и CD-дисков, прослушивания гимна, а также самостоятельной работы читателей используются экран, проектор и 2 компьютера. Содержание проекта: В ходе интерактивной электронно-игровой программы читатели не только получают новый материал о государственных символах России, но и знакомятся с сайтами http://kremlin.ru , www.statesymbol.ru , www.rossimvolika.ru , принимают участие в играх, в том числе, электронной викторине «Край родной в гербах и флагах», экспресс - игре по CD-дискам «Государственные символы России», а также создают флаг библиотеки и рисуют герб своей семьи. Автор проекта: Зиннатуллина И.М. - заслуженный работник культуры РБ, зав. модельной детской библиотекой «Дети под солнцем». Ход мероприятия Звучит гимн России. Все слушают его стоя Ведущий: Здравствуйте, ребята. Все мы - граждане России. Именно поэтому мы все встали, когда звучал гимн России. Почему? Ответы
Ведущий: Правильно, это знак уважения к нашей стране и его символу. Скажите, пожалуйста, какие еще государственные символы вы знаете? (Ответы) А в каком документе законодательно закреплены эти символы? Конечно, в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция возродила суверенную государственность России, обозначила стремление ее граждан обеспечить благополучие и процветание своей Родины. Давайте подробнее познакомимся с этим основным законом нашей страны. Ведущий раскрывает содержание Конституции, а на экране появляются слайды, иллюстрирующие упоминаемые статьи
Ведущий: Весь этот документ состоит из 2-х разделов, в 1 разделе - 9 глав. Глава первая провозглашает основы конституционного строя Российской Федерации, отмечая, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (Ст. 1) «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (Ст. 2) Здесь же раскрывается государственное устройство РФ. Как организована государственная власть в России? • «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти» (Ст. 10). • «Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство РФ, суды РФ» (Ст. 11);
От эффективной работы всех ветвей власти зависит благосостояние нашей страны и уровень жизни его населения - нас с вами. Самые объемная - 2-я глава Конституции. О чем же в ней говорится? Идет демонстрация слайдов
Ведущий: Во второй главе раскрываются права и свободы человека и гражданина. В первую очередь, это гражданские, политические, социально экономические и культурные права граждан, а также их обязанности: • «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения..., места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям» (Ст. 19) • «Каждый имеет право на жизнь» (Ст. 20) Это самое первое и главное право, которое каждый из нас получает с рождения; • «Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства...Каждый может свободно выезжать за пределы РФ и...беспрепятственно возвращаться в РФ» (Ст. 27). Ведущий: Все мы также имеем экономические, социальные и культурные права и свободы. Среди них: • Право на свободный труд. «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на отдых» (Ст. 37); • «Материнство и детство, семья находятся под защитой Республики Башкортостан». (Ст. 38) Согласитесь, это очень важная статья Конституции для всех без исключения граждан нашей страны; • «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища» (Ст. 40); • «Каждый имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно...» (Ст. 41); • «Каждый имеют право на образование» (Ст. 43) Вряд ли вы, каждый день идя в школу, задумываетесь, что в этот момент осуществляете одно из самых важных для себя прав, и это очень пригодится вам в дальнейшей жизни; • «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом» (Ст. 44) Вы только вспомните, сколько известных граждан нашей страны в полной мере реализовали это право, прославив нашу Родину далеко за ее пределами! Ведущий: Но кроме прав, у нас есть еще и обязанности. - «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Ст. 58) Посмотрите, как прекрасна наша Родина, и от того, удастся ли нам сохранить и благоустроить окружающий мир, зависит наше будущее; - «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ» (Ст. 59) В первую очередь, эта обязанность, конечно, касается будущих мужчин - защитников своей страны. Глава 3 раскрывает федеративное устройство государства. А в статье 70 отмечается • Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (Ст. 70). Главы 4, 5 и 6 определяют компетенцию Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства России. • Президент Российской Федерации является главой государства. • Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (Ст. 80) • Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации (Ст. 94) • Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (Ст. 95) • Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (Ст. 110) Глава 7 раскрывает полномочия судебной власти в Российской Федерации. • Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (Ст. 118). Глава 8 закрепляет местное самоуправление как важную форму народовластия. • Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (Ст. 130). Глава 9 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ призвана обеспечить стабильность Конституции. Во втором разделе указаны Заключительные и переходные положения Конституции Российской Федерации. Ведущий: Ребята, сейчас вы узнали много нового об основном законе нашей страны. А как вы думаете, Конституция ограничивает права и свободы граждан. Давайте заглянем на сайт http://kremlin.ru На сайте открывается рубрика ДЕТЯМ
Да, ограничивает. Конституция провозглашает права и свободы человека, но она же их и ограничивает. Главное понять: любые права и свободы другого - это ограничения твоих собственных прав и свобод. В Конституции сказано: Каждый имеет неотъемлемое право на жизнь. Это значит, что ты никого не можешь убивать. В Конституции сказано: Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Это значит, что ты никого не имеешь права мучить и унижать. В Конституции сказано: Каждый имеет право на личную неприкосновенность. Значит, тебе нельзя ни к кому прикасаться без разрешения. Причём неважно, как ты собирался касаться: кулаком или просто так - погладить по головке. Всё равно, без разрешения - не надо. Законом ты, если хочешь, всегда можешь воспользоваться, чтобы себя защитить.
Ведущий: Итак, принята новая Конституция РФ и сразу начата разработка новых государственных символов России. В декабре 2000года Государственная Дума приняла законы о государственной символике российской Федерации - гербе, флаге и гимне, и в третье тысячелетие Россия вошла с новыми государственными символами. Где мы можем найти о них официальную информацию. Конечно, на сайте http://kremlin.ru Ведущий заходит на сайт и знакомит читателей с символами
Ведущий: Государственный герб свидетельствует о суверенитете (независимости) страны. Это символический опознавательно - правовой знак, составленный, изобразительно оформленный и утвержденный согласно строго определенным правилам. Ведущий заходит на сайт и знакомит читателей с Государственным гербом Ведущий: Как же менялся наш герб на протяжении истории России? Давайте зайдем еще на один сайт, посвященный государственной символике. Читатели знакомятся с сайтом www.statesymbol.ru Далее с читателями проводится игра: на экране из элементов герба собирается современный герб России Ведущий: Символом объединения и власти является государственный флаг.
Ведущий заходит на сайт и знакомит читателей с Государственным флагом Ведущий: В годы Великой отечественной войны под овеянными славой знаменами советские воины прошли от стен Москвы до Берлина и водрузили победное знамя над рейхстагом. Неимоверно трудны были эти фронтовые версты. И всегда с воинами было знамя. Его берегли как зеницу ока, как самую величайшую драгоценность. Оно переходило из рук мертвых в руки живых и вело наш народ к победе в самых жестоких схватках с врагом. Звучит отрывок о боевом знамени из повести Бориса Васильева «В списках не значился» Ведущий: Ребята, почему старшина, передавая знамя лейтенанту, говорит: «Умри, но немцам не отдавай»? Какая сила заключена в этом прямоугольном полотнище? Ответы
Ведущий: Не случайно Мустай Карим в своих стихах поставил знак равенства между славой страны и ее знаменами: Страна родная! В небо вознеслись Знамена твоей выстраданной славы. С читателями проводится игра: на экране из элементов флага собирается изображение современного флага России Ведущий: Ребята, я хочу познакомить вас с еще одним источником информации о государственных символах России - Интернет-порталом www.rossimvolika.ru Ведущий заходит на сайт и знакомит читателей с сайтом.
Читатели принимают участие в Интернет - викторине «Край родной в гербах и флагах»
Ведущий: Ребята, наряду с гербом и флагом высшим символом государства является гимн - торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Ведущий заходит на сайт и знакомит читателей с Государственным гимном Гимн России Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая Богом родная земля! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Ведущий: Скажите, пожалуйста, какие чувства вызывают у вас слова гимна? Ответы
Ведущий: Ребята, мы вспомнили основные вехи становления российской государственной символики. А сейчас я предлагаю вам принять участие в экспресс - игре по нашим символам. Читатели делятся на 2 команды и отвечают на вопросы ведущего, находя ответы на CD- дисках «Государственные символы России. История и современность» Ведущий: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми вопросами и сейчас сможете принять участие в создании флага нашей библиотеки. Читатели из полос различного цвета с указанием их значения (например, зеленый - надежда, свобода) собирают флаг библиотеки и объясняют свой вариант Читателями собирается бело-желто-зеленый триколор
(белый - мир, чистота; желтый - богатство, сила; зеленый - надежда, свобода) Библиотека - территория мира, богатая книгами, сильная знаниями, где каждый свободно может пользоваться информацией Ведущий: Ребята, наша игровая программа закончилась, но я думаю, вы всегда будете помнить о том, что герб, флаг, гимн - это святыни нашей родины, к которым надо относиться с уважением, хранить их для других поколений и преумножать их славу. Нам есть, чем гордиться, и есть, что беречь, - И хартия прав, родимая речь, И мир, охраняемый нами, И доблесть народа, и доблесть того, Кто нам и родней, и дороже всего, Кто наше победное знамя! (А. Ахматова) Ведущий: Ребята, я предлагаю вам дома подумать о том, как может выглядеть герб вашей семьи и нарисовать его. О том, что у вас получится, мы поговорим на нашей следующей встрече. А помогут вам в работе книги, представленные на выставке «Святыни российской державы». Знакомство с выставкой «Святыни российской державы»
Читатели рисуют герб своей семьи Список использованной литературы: • Валеев, И.И. Воспитание на символах [Текст]: учебное пособие / И.И. Валеев. - Уфа: Гилем, 2004. - 303 с. • Великородная, В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию [Текст]: учебное пособие / В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М. Кумицкая. - М.: Вако, 2006. - 224 с. • Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе [Текст]: методические рекомендации / сост. М.К. Антошин.- М.: Айрис - пресс, 2003. - 80 с. • Государственная символика России. История и современность [Электронный ресурс]. - CD-ROM. - 1 СД - диск; 12 см. • Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе [Текст]: методическое пособие / А.К.Быков, И.И. Мельниченко. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с. • Пчелов, Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн [Текст]: учебное пособие / Е.В. Пчелов. - М.: ТИД Русское слово - РС, 2002. - 136 с.: ил. • Президент России гражданам школьного возраста [Электронный ресурс]. - CD-ROM. - 1 СД - диск; 12 см. • Романовский, В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. [Текст]: пособие для учителя / В.К. Романовский. - М.: ТИД Русское слово- РС, 2002. - 96 с.: ил. • Садовникова, Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст]: постатейный / Г.Д. Садовникова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт - Издат, 2006. - 188 с. • Серов, Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» Гимн. Герб. Флаг. [Текст]: пособие / Б.Н. Серов. - М.: ВАКО, 2005. - 192 с. • Синова, И.В. Герб, гимн, флаг России [Текст]: справочник школьника /И.В. Синова . - СПб: Литера, 2007. - 96 с.: ил. • Система гражданского образования школьников [Текст] : методическое пособие / сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова., под ред. Т.В. Черниковой. - М.: Глобус, 2006. - 224 с. • Соболева, Н.А. Символы и святыни Российской державы [Текст] / Н.А. Соболева, А.Н. Казакевич.- М.: Олма Медиа Групп, 2007. - 207 с.: ил.
|