интегрированная беседа для среднего школьного возраста Ведущая: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас будет не совсем обычная беседа. Посмотрите на улицу и ответьте, что там за окнами? Ответы детей Ведущая: Да, за окнами долгожданная весна. Скажите, с чем ассоциируется у Вас это время года? Что Вы представляете, когда слышите это слово? Ответы детей Ведущая: Правильно, весна это и яркое солнце, и бездонное синее небо, и птичьи голоса, и, конечно, звонкая радостная капель. А Вы знаете, что апрель в народе называют еще и весной воды - за многоводье, за талый, мокрый снег, за разливы рек. Апрель водою славен, почками красен; апрель открывает все ручьи и воды; февраль богат снегом - апрель водой. Под весенними лучами солнца снег начинает бурно таять. Звенят-переливаются ручьи - с каждым днем их становится все больше и больше. В один из теплых дней, когда подует сильный ветер, с реки доносится грозный гул. Это начало ледохода. Реки вздуваются, выступают из берегов, разливаются по низинам. И куда ни кинешь взгляд - кругом вода... Ребята, Вам наверное часто приходилось слышать выражение: «Вода - источник жизни», но еще воду: от капель дождя и маленького родничка до бескрайних морских просторов, смело можно назвать источником вдохновения для поэтов, художников и музыкантов всех времен. «Над тонким вод стеклом, где тонет небосвод, Нередко облако восходит и глядится Блистающим столбом в зеркальный сон болот - И как светло тогда в бездонной чаше вод! Как детски верится, что в бездне их таится Какой-то дивный мир, что только в детстве снится!»,- писал Иван Алексеевич Бунин - один из самых страстных жизнелюбов, каких только знает мировая литература. Его лирический календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом, в лесу, в поле, на морском или речном берегу. «Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно. Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно. Дымятся черные бугры, И утром в воздухе нагретом Густые белые пары Напоены теплом и светом... Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш. Кругом вода журчит, сверкает... Посмотрите на эту картину И. И. Левитана «Весна. Большая вода», которая относится к вершинам русской весенней лирики. Голубое небо, «струящиеся» ввысь и вместе с белыми облаками отражающиеся в глади воды деревца, избы на пологом берегу вдали сливаются в ней в настолько мелодичное, прозрачно-светлое целое, что, вживаясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься в «голубой глубине» солнечного вешнего дня. «Весна. Большая вода» - лирико-музыкальная поэма художника о половодье в русских полях, о грациозных по-девичьи березках, купающихся в затопивших все вешних водах, о весне света и еще об очень многом, что хотелось бы описывать не прозой, а стихами или воссоздавать музыкой. Удивительна эта музыкальность Левитана - при взгляде на картину слышится даже мелодичный плеск воды. Зрительный образ как бы дополняется слуховым. Не случайно живопись Левитана сближается с музыкой, исполненной проникновенных душевных эмоций, как, например, музыка Рахманинова и Чайковского. Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Ведущая: Как в музыке Чайковского, так и палитре Левитана явственно звучат минорные аккорды. А иногда из-под кисти художника выливались радужные, ликующие творения. Никогда еще гимн торжествующей жизни не раздавался в таком гармоническом созвучии - от низкого регистра фортепьяно до нежной и певучей игры флейты, как на картине «Март». Посмотрите, насколько музыкально тонко передано Левитаном победное шествие весны. Какое настроение возникает у Вас при взгляде на эту картину? Почему? Разговор с детьми о картине «Март» Ведущая: А вот во время работы над картиной «Над вечным покоем» художник даже просил играть ему на фортепьяно траурный марш из «Героической симфонии» Бетховена и посмотрите, как выразительно и драматично передано ощущение неуютности этого сурового пространства, малости «островка времени» перед лицом вечной и равнодушной к человеку природы. Над матово-свинцовыми водами озера в сумрачном небе клубятся тяжелые темные тучи, гнутся от ветра деревья. Какие краски использовал художник в этой картине? И еще на один пейзаж Левитана мне хочется обратить Ваше внимание - «Вечер. Золотой Плес». Эта исполненная мягкой и благородной гармонии картина - один из шедевров, написанных Левитаном в Плесе на Волге. С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворенной тишины, мягкое сияние золотисто-розового предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над широкой рекой и обволакивающего плавные очертания Волги... А сейчас, давайте послушаем с Вами песню. Звучит песня «Ах ты, Волга» в исполнении Т. Петровой Ведущая: Скажите, похожа эта мелодия на величавое течение Волги? Какая река представляется нам, когда мы слушаем эту песню? Ответы детей Ведущая: Давайте послушаем еще одну запись. Песня «Течет Волга» в исполнении ансамбля «Мелодия» Ведущая: Несколько необычная аранжировка, быстрое вступление, но затем мелодия становится такой же плавной и неспешной, как волжские волны. Скажите, пожалуйста, ребята, есть в этих мелодиях что- то общее? Что именно? Ответы детей Ведущая: Давайте послушаем еще один небольшой музыкальный фрагмент. Инструментальная композиция «Искристый водопад» Ведущая: Попробуйте догадаться, движение какой воды передает эта музыка. Ответы детей Ведущая: Молодцы, ребята. Действительно, мелодия быстрая, энергичная и прекрасно передает полет воды с высоты и брызги, пронизанные солнцем, рисуя музыкой искристый, веселый водопад. А вот звучание еще одной водной стихии. Запись морского прибоя из серии «Голоса природы» Ведущая: Вы, конечно, догадались, что это такое? Правильно, шум морского прибоя. Вечно изменчивое море прекрасно всегда, в любую погоду и любоваться им можно без конца. Не случайно поэты всех времен и всех народов воспевали морскую стихию. И один из лучших поэтических портретов моря - элегия Василия Андреевича Жуковского: Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты... Иль тянет тебя из земные неволи Далекое, светлое небо к себе?.. Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя - Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... В живописи нет более прославленного певца моря, чем Иван Константинович Айвазовский. В молодости его влекло к себе изображение безмятежной ясности и тишины моря, залитого золотом солнечных лучей или серебристым светом луны. Позднее его увлекают образы могучей разыгравшейся стихии, трагической гибели и катастроф на море. В старости, прославляя бушующий океан, он противопоставляет ему мужество человека. Перед вами две картины художника - «Суда на рейде» и «Кавказские горы с моря». Давайте послушаем с Вами небольшую музыкальную композицию. Звучит аудиозапись «Григ и звуки океана» Ведущая: Как вы думаете, на какой картине море похоже на прозвучавшую мелодию? Ответы детей Ведущая: Конечно, это картина «Суда на рейде». Послушайте, ребята, как описывал море Иван Алексеевич Бунин: Все море - как жемчужное зерцало, Сирень с отливом млечно-золотым... У берегов в воде застыли скалы, Под ними светит жидкий изумруд, А там, вдали - и жемчуг и опалы По золотистым яхонтам текут. Именно такими красками нарисовано это спокойное, безмятежное море. Надо отметить, что манера Айвазовского исключительно самобытна. Художник почти всегда работал по памяти. Он, в сущности, изображал не реальное море, а рассказывал некую сказку о нем. Отсюда и несколько преувеличенная красочность, эффектность. Айвазовский создает яркие, иногда резко контрастные сочетания красного, синего, зеленого, оранжевого. Глядя на подобные работы, зачастую забываешь о сюжете картины и воспринимаешь ее как песнь красок, как оду красоте. Разговор с детьми о красках на картинах. Ведущая: Ребята, а как Вы думаете, музыка какого композитора больше всего подойдет к пейзажу, на котором изображено бурное, беспокойное море? Конечно, И. С. Баха. Звучит отрывок из «Мессы си-минор» И. С. Баха Ведущая: Слушая эту музыку, мы очень ясно представляем мощную, грозную, бушующую стихию, как это море в момент надвигающейся бури, запечатленное талантливой кистью Айвазовского. И завершая наш разговор о воде, как источнике вдохновения для художников, композиторов и поэтов, предлагаю Вам послушать еще одну запись. «Звуки дождя. Гроза» из серии «Голоса природы» Ведущая: Вы все сразу узнали летнюю грозу. Послушайте, как описывают ливень два разных автора... Вот капля, как шляпка гвоздя, Упала - и, сотнями игол Затоны прудов бороздя, Сверкающий ливень запрыгал - И сад зашумел от дождя. И ветер, играя листвой, Смешал молодые березки, И солнечный луч, как живой, Зажег задрожавшие блестки, А лужи налил синевой. Вон радуга... весело жить И весело думать о небе, О солнце, о зреющем хлебе И счастьем простым дорожить... - писал И. А. Бунин. А вот стихотворение нашего современника Анатолия Козлова: Вдали, за лесополосой, Вонзило в землю Дождь косой, И о пригорки, О кусты Бьют молний Желтые кнуты. ...Все ближе тучи, Круче гром, Я голос хлеба Слышу в нем. И каждый колос Слышит бас, И ветер шепчет: «Жди, сейчас!» К бокам дорог Приник ковыль, И капли-пули Взбили пыль, И землю тень Обволокла: Прикрыв глаза, Земля пила... Ведущая: Разное время, разные авторы... Но летний ливень вызывает у них одинаковые чувства и мысли. Какие? Ответы детей Ведущая: Вы все подметили правильно, и главная мысль - о животворящей силе дождя, воды. Ответьте, пожалуйста, раз вода так важна для жизни на земле, что мы все обязаны делать? Молодцы, верно - беречь воду, охранять чистоту и самых маленьких родников, и больших рек. И тогда еще многие поколения людей смогут наслаждаться красотой природы и находить в ней источник вдохновения. Скажите, ребята, а что еще так здорово делать под шум дождя за окном, поудобнее устроившись на диване или в уютном кресле? Конечно, читать! Я вижу, многие из вас любят это занятие, и уверена, что вы не раз еще придете к нам в библиотеку за самыми разными книгами. Если кто-то из вас захочет побольше узнать о воде или заинтересовался поэтами, художниками, музыкантами, о которых сегодня шел разговор, вы всегда можете взять у нас нужную литературу. А сейчас до свидания и до новых встреч!
|